Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 248

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 30.04.2024, 19:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и обществознания Развиной Л.В.
Главная | Регистрация | Вход
Моя педагогическая идея


Формирование ключевых компетенций посредством проблемного обучения как условие для дальнейшего образования и как условие успешной социализации учащихся

 

Президент Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке сформировал 4 стратегии, на которых должно основываться образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить, научиться жить вместе. Исходя из стратегий Совет Европы определил основные компетенции, которыми должны владеть молодые европейцы. Российская Федерация в свою очередь разработала ключевые компетенции, которые легли в основу обновленного содержания образования. В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности  образовательного учреждения должен стать набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах». Так как школа является одной из ступеней, обеспечивающих вхождение человека в социальный мир, его адаптацию в нем, она должна готовить своих учеников к продолжению обучения, к жизни, к переменам, развивая у них такие качества, как инициативность, уверенность в себе, способность менять сферы и способы деятельности. Современному рынку труда нужен хороший сотрудник — человек, который может работать в команде, обладает навыками межличностного общения, способностью к саморегуляции, т.е. личность со сформированными ключевыми компетенциями. Итогом  работы  любой  общеобразовательной  школы  является  выпускник, который  сам  определяется  в  жизни, выбирает  дальнейшее  профессиональное  образование, получая  профессиональную квалификацию.

 При условии  сформированности  ключевых  компетенций, выпускнику обеспечена  успешная социализация личности и профессионального самоопределения. Упор  на  компетенции  или  умения  пришел  в  школу  из  мира  предприятий  и труда. Все  исследования  в области  профессиональной  квалификации  привели  к  одному  и тому же  выводу. В  результате изменившихся  требований  в  процессе применения новой техники, требуются  в большем количестве  не связанные с определенной специальностью квалификации, а возможности :

-абстрактного  теоретического  мышления;

-способность  к  планированию  сложных  технологических  процессов;

-творческие  и  прогностические  способности;

-коммуникативные  способности;

-способности  к  работе  в  малых  группах.

 

Все это составляет понятие ключевых квалификаций профессионального образования. Проанализировав информацию, можно сделать вывод, что ключевые  квалификации  и  ключевые  компетенции  имеют пересечение  в области, не связанной  с какой - либо  профессией – это общеучебные умения, навыки и способы действий, что полностью укладывается в образовательную деятельность любой школы.

Учитывая  социально- экономическую  ситуацию  и специфику  образования  в нашей  школе   выделяют  следующие  предпочтительные  компетенции, которыми  должны вооружить  выпускника:

·   политические и социальные компетенции – способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении структур самоуправления;

· межкультурная компетенция, толерантность  - умение жить в многокультурном обществе, уважать людей других национальностей, вероисповеданий, языков, уметь препятствовать климату нетерпимости;

·  компетентность в области владения устным и письменным языком, коммуникативность – умение свободно, доступно,  логично,  доказательно  излагать свои  мысли, терпимость к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, формирование потребности в языковой культуре, умение владеть ИЯ            на уровне функциональной грамотности;

· информационная компетентность -  владение новыми технологиями, обеспечение компьютерной грамотности, умение владеть телекоммуникационными средствами (электронная почта, Интернет), способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ  информации и рекламе.

Таким образом, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» поставила задачу сформировать личность, способную в новых экономических, политических, социокультурных условиях может чувствовать себя уверенно. Об этом же говорят и другие нормативно-правовые акты, которые лежат в основе моей педагогической деятельности: закон «Об образовании»,  ФГОС, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Педагогов  -  практиков  больше  всего интересует вопрос : каким  образом, через какие  технологии формировать  ключевые  компетенции? Необходимо  искать и осваивать  новые  пути передачи  информации. Отсюда  прямой  выход  на применение  мультимедийных  технологий  обучения, дающих  возможность  моделирования  ситуаций, многовариантность выбора. Особую  значимость  приобретают следующие методы и технологии: проектная технология, проблемно – модульная, развивающего  обучения, технология  формирования  критического мышления, игровое (имитационное планирование), ролевые  игры, технология каркасно – узлового  логического строения материала.

Изменение  технологии  преподавания  влечет  за  собой  и переход  роли  учителя – информатора,  контролера, в роль  консультанта, собеседника, так  как самый лучший  продуктивный  результат  обучения  дает  создание  ситуации, в  которой  учащиеся  самостоятельно  находят  решение. В результате как говорил Л.С. Выготский: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…»

Подвести к этому ребенка и есть главная задача современного учителя. Являемся ли мы современными учителями? Конечно. Ведь мы живем в современном мире, работаем в современной школе и учим современных детей.

А можем ли мы с уверенностью сказать

– Я знаю, чему сегодня надо учить.

– Я знаю, как научить.

– Я понимаю, что эти знания сегодня нужны людям.

– Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.

Это кредо современного учителя. Оно актуально на протяжении многих столетий, ведь в этих простых истинах заложена программа учительского труда, его общественная польза и значимость. Такое понимание себя как педагога-профессионала вряд ли может устареть. Отлично владеть своим предметом, глубоко знать содержание преподаваемого курса, применять современные педагогические технологии в образовательном процессе – главные составляющие успешного учительского труда. Быстро меняющийся мир заставляет и нас быстро меняться. То, что вчера казалось правильным и современным, сегодня утратило свое значение.

История – удивительная наука. Какая еще наука вызывает столь противоречивые высказывания литераторов, политиков, ученых. «Единственная вещь, которой учит история- то, что никто никогда ничему у неё не научился» (Г.Гегель). «История, говорят не учившиеся истории, а только философствующие о ней, никого ничему не научила. Если это даже и правда, истории это нисколько не касается как науки: цветы не виноваты, что слепой их не видит. Но это и неправда: история учит даже тех, кто у неё не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение» (В.О.Ключевский»). Значит,  главное в истории, как и в жизни – думать, размышлять  и никому не уступать этого права.  Это трудно, этому надо учиться школьникам, и соответствовать педагогам. Как афористично заметил В.О.Ключевский: «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую». Не поспоришь.

Часто задаю себе вопрос: "Как пробудить и поддерживать интерес у учащихся к учению? Если спросить у детей: " Зачем вы ходите в школу?” Старшие в основном отвечают: "Пообщаться”. А вот младшие говорят: "Учиться”. Учащиеся должны учить себя, а я, учитель, должна создавать для этого условия. Моя главная роль на уроке – организатор учебного процесса. К сожалению, наш сегодняшний ученик – прежде всего исполнитель воли учителя. Взрослея, учащиеся всё меньше хотят быть исполнителями чужой воли. Я убеждена, что пришло время, когда мне надо переосмыслить свою функцию: учитель нужен для того, чтобы создавать условия для творческого развития каждого ребёнка, его самоорганизации, самоконтроля и самооценивания. Я должна научить учеников правильно строить свою деятельность, то есть быть компетентными, способными выживать в современном быстроменяющемся мире, чтобы быть успешной личностью. Возможно, это становиться через интеграцию учебного и внеучебного пространства с целью обеспечения тесной связи школы и социума. А также привлечения активных методов взаимодействия между учителем и учеником.

Идею активного обучения развивали такие философы и педагоги, как Сократ, Пифагор, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо.

В нашей стране её разрабатывали И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. Именно  они выдвинули и разработали новое направление в методике обучения – проблемное обучение.

Изучение существующего теоретического и практического опыта позволило мне сделать вывод о том, что эффективность применения проблемно-развивающего обучения обусловлена тем, что оно основано на психологической посылке: мышление не сводится лишь к оперированию готовыми знаниями, оно процесс продуктивный, творящий новые знания; оно помогает так организовать учебный процесс, что учащиеся целенаправленно приобщаются к самостоятельному добыванию знаний.

На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Движущей силой любого развития является преодоление противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей в деятельности, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям соответствует сегодня проблемное обучение.

Оглядываясь назад, сейчас я понимаю, что первое время стремилась формировать гармонично развитую личность (как это декларировала педагогика). Исходя из этого, содержание исторического материала определялось мною в лучших традициях энциклопедизма, а методика была направлена на усвоение как можно большего количества дат, событий, персоналий, понятий и т.д.

Задуматься над правильностью выбранного пути мне помогла фраза М. Монтеня: « Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти».

Действительно, в современном мире поток информации уже невозможно «втиснуть», ни в какие программы, постепенно отпадает необходимость запоминать, перегружать память, потому что разрабатываются технические хранилища информации (компьютерные базы данных, энциклопедии, справочники, Интернет), и гораздо важнее научить школьника пользоваться ими.

Кроме того, социально-культурные требования к личности в современном мире вызывают необходимость развивать субъектность, индивидуальность, адаптируемость ребенка, личностный потенциал, способность самостоятельно решать жизненные социальные проблемы, т. е. формировать ключевые компетенции.

Но с другой стороны, в нашей стране наблюдается устойчивая традиция построения выпускного (вступительного) экзамена, направленная на выявление уровня знаний учащихся. Преодолеть это противоречие позволяет  использование данной методической системы, так как она:

  • научит учащихся ориентироваться в потоке информации, искать, анализировать, переосмысливать;
  • будет развивать субъектность, индивидуальность, личностный потенциал учащегося, творчество, самостоятельность в решении проблемных ситуаций;
  • формирует у учащихся ключевые компетенции, которые помогут ему в дальнейшем образовании и успешной социализации в будущей взрослой жизни.

За годы работы в школе пришла к выводу, что из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Поэтому провожу уроки   в форме деловых игр, семинаров, дискуссий, презентации образовательных продуктов, практикумов, что обеспечивает приоритет самостоятельной познавательной деятельности старшеклассников, требует привлечения и осмысления личного социального опыта. Это  помогает развитию познавательных, ценностно-ориентировочных,  социальных компетенций старшеклассников. Приоритет отдаю проблемным урокам.  В соответствии с деятельностным подходом  основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности: учебно - исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. Параллельно  с этим ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Проблемное обучение – это обучение, протекающее в виде снятия создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее осознанное затруднение, которое порождается несоответствием, между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемой. Проблемная ситуация – это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Каждая проблема направлена на то, чтобы вызвать интерес, пробудить инициативу, побудить к деятельности, опираясь на имеющиеся у него средства: знания, практический опыт. Итак, «проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки», по замыслу М.И. Махмутова. На основе собственного опыта сформировала несколько этапов проблемного обучения :

1) Подготовка к восприятию проблемы.

2) Создание проблемной ситуации.

3) Формулирование проблемы.

4) Процесс решения проблемы.

5) Доказательство правильности избранного решения.

Например. Урок в 5 классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» предполагает, что учащиеся должны узнать, что такое демократия, как она появилась и что этому процессу способствовало. Учащиеся только начали знакомиться с историей древней Греции, но уже есть сведения о природно-климатических условиях этого региона, они знают, чем занимаются жители  Греции.  В  начале урока, кроме вопросов по домашнему заданию, спрашиваю, что можно сделать, чтобы населению стало жить лучше. Появляется много мнений и суждений от фантастических – куда-то улететь, до практических убить знать. В процессе обсуждения решаются и проблемы нравственности, затрагиваются вопросы патриотического характера, но постепенно приходим к мысли – надо действовать сообща. Вот тут – то и появляется проблема – как заставить одну часть населения полиса договориться с другой или подчинить её. В процессе урока мы читаем, знакомимся с новым материалом, попутно решаем маленькие проблемы, затрагиваем современное общество (как это происходит у нас) и приходим к выводу о том, что такое демократия, в чем её особенности, какие положительные моменты от введенных изменений. В конце же урока я создаю еще одну проблемную ситуацию – почему же Солон уехал, а затем вернулся. Ребята охотно выстраивают логическую цепочку рассуждений и дома, а также на последующих урока доказывают правильность выбранной точки зрения – человек должен что-то делать для своего государства, он не всегда может быть воспринят всеми одинаково, но чтобы не случилось, для него всегда будет дорог дом и место, где он вырос и жил долгое время.

В процессе педагогической деятельности я смогла выработать несколько условий, которые помогают создать проблемную ситуацию и начать поиск путей решения данной ситуации:

  1. Использование противоречий между изучаемыми фактами и имеющимися знаниями, на основе которых учащиеся высказывают неправильные суждения.
  2. Построение гипотезы на основе известной теории, а затем её проверка.
  3. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель
  4. Использование принципа историзма.
  5. Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые неизвестны учащимся и требуют для объяснения дополнительной информации, побуждают к поиску новых знаний

За годы работы пришла к выводу, что иногда проблемный вопрос рождается прямо на уроке, либо порождается изученным материалом, что впоследствии может положить начало целого, как я называю «кома проблем». В этом случае можно использовать любое из условий и в данном случае интересны темы по истории России в 11 классе: «Массовые репрессии», «Великая Отечественная война», «Консервативная революция 30-х годов в СССР», «Образование СССР». Учащиеся не только получают исторические знания, но сравнивают события, стараются найти аналогичные примеры из прошлого своей страны и других государств, рассуждают о необходимости каких-то мер со стороны власти или отсутствие каких-либо шагов., спорят о влияние личности на ход исторических событий , высказывают предположения о том, что если бы ….И вот здесь главное не перейти ту границу, где исторические знания будут восприняты как  просто демагогия. Нужно всегда точно знать, что бы вы хотели услышать от детей, к какому выводу они должны прийти. Именно в этом и проявляется искусство учителя: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (А.Дистервег)

Большое значение имеет создание в ходе обучения нестандартных ситуаций, в которых учащиеся оказываются перед выбором оптимальных способов решения, стоящих перед ними задач, решение творческих заданий, заданий практико-прикладной направленности, в решении которых реализуется компетенция как личностное свойство. В «Стандарте основного общего образования по истории и обществознанию» отмечено, что учащиеся должны «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни». В примерной программе по истории на ступени основного общего образования не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине. Предполагается, что в школьных курсах может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. В программе не используются принадлежащие к отдельным концепциям или идеологически окрашенные оценки, эпитеты. Минимален и перечень упоминаемых исторических личностей. В то же время предполагается, что в соответствии с содержательной линией «человек  в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей. Тем наверно и интереснее создать на уроке такую ситуацию, которая могла бы разобраться не с точки зрения поглощения информации о ком-то или о чем-то, а сточки зрения преломления её через себя и призму современных событий. В результате возникло несколько вариантов видов проблемных ситуаций:

  • Ситуация неожиданности
  • Ситуация конфликта
  • Ситуация предположения
  • Ситуация опровержения

Проблемные ситуации позволяют социуму сформировать социальные и персональные компетенции. 

  • Первые — это готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии: изменяться и адаптироваться; вырабатывать способность к рациональной и ответственной дискуссии и достижению согласия с другими.
  • Вторые — это готовность и способность личности: выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы.

В  результате в условиях проблемного обучения деятельность ученика становится продуктивной. Девиз педагога меняется с «Делай как я» на «Я вместе с тобой», стиль общения учителя и ученика с монологичного на диалогичный, позиция ученика с «пассивного слушателя»на «активный участник». Достигнуть это возможно следующими методами:

  • Проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.
  • Способы решения учебных проблем
  • К инновационным способам относятся такие способы решения проблем, как исследовательский, дискуссионный и игровой. Исследовательский способ решения позволяет приблизить процесс ученического познания к научному познанию

Проблемное обучение может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.Например,  информационные технологии позволяют мне по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

Все это создает условия для творческого саморазвития, закладывает основы постоянного самообразования и самосовершенствования. Правда сама проблемная методика  ставит перед учителем другую проблему – проблему оценивания ответа ученика. Ведь он не преподносит конкретные знания, не дает ответа на четко поставленный  вопрос, здесь нет определенного шаблона. Практика  работы показала, что наиболее сложны в оценивании мыслительные навыки, они требуют конкретизации и оценивания по следующим мыслительным операциям: анализ, синтез, сравнение, обобщение, логичность (умение устанавливать причинно-следственные связи). Для их диагностики  необходима база знаний по теме, что позволит избежать оценивания  уровня знаний, а оценит  уровень мыслительных навыков. Именно отработка мыслительных навыков позволит перейти школе от школы «памяти» к школе мышления. Большинство остальных ОУН являются межпредметными, их можно диагностировать на всех учебных предметах с использованием текстов разных стилей и типов, различных форм (письменной и устной). Например, коммуникативные навыки разработаны и оцениваются по следующим критериям, в которых видна связь с мыслительной компонентой:

  • умение  анализировать  излагаемый  материал  и  выделять в  нем  главное;           
  • умение  адаптировать  выступление  к  конкретным  условиям
  •  умение давать  определения, умение  доказывать  свою  мысль  в  ответе
  •  использование риторических  выразительных  средств  в  речи
  •  умение  логически  строить  текст. Делать верные  умозаключения; сравнивать объекты.
  • использование  интонационных приемов  речи
  •   умение  классифицировать  материал, проектировать  свой  ответ
  •  адекватность речевого поведения  учащегося  в  разных  ситуациях

В качестве примера можно взять урок по истории по теме «Культура Серебряного века», где действительно можно встретить очень много дискуссионных вопросов и учащиеся часто пытаются отстоять  свою точку зрения, используя лишь эмоциональную окраску от увиденного и услышанного. Данный урок я пробовала проводить интегрировано с учителем МХК и музыки, что дало возможность рассмотреть творчество Серебряного века под призмой исторических событий и тем самым удалось не только выслушать личностное мнение о творчестве, но и проанализировать и оценить уровень знаний учащихся по истории начала XX века.

Обширные возможности проблемного обучения  предполагают использование данной технологии и во внеурочной деятельно, в  воспитательном процессе. В нашей школе в течение многих лет осуществляется планомерная работа с  детьми, которая предполагает формирование выполнение ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности.

Воспитание в современных условиях ориентировано на развитие у учащихся  способности к успешной социализации в обществе, а именно формирование такой личности, которая осознает и принимает ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии; строит свои отношения с людьми на принципах равноправия и ненасилия; социально активную и законопослушную; знающую и утверждающую права и свободы человека, умеющую защищать эти права; решающую свой индивидуальный потенциал при выполнении различных социальных ролей; способную участвовать в творческом преобразовании действительности. Если учесть, что целью процесса воспитания является формирование личностных качеств, то компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации. Здесь необходимо выделить следующие базовые компетентности:

Реализовать на практике выполнение данных задач возможно через различные формы работы: родительские собрания, классные часы, социальные акции, проекты, участие в различных конкурсах. Человек должен понять на собственном примере, что преодоление трудностей есть результат собственного труда, иногда неприятного, кропотливого, но очень необходимого для общества и утверждения себя самого. Семь лет я была классным руководителем классного коллектива. Семь лет – это много и в тоже время мало. Перед нами стояла задача – создать себя самих и доказать, что мы уникальны и непохожи на других. Это был непрерывный путь, состоящий из проблем и решения этих проблем. Проблемные ситуации возникали иногда спонтанно, иногда я создавала  их сама, а класс решал самостоятельно или вместе со мной, привлекая родителей. Методика проблемного обучения позволила успешно решать возникающие трудности и способствовала формированию навыков, знаний и умений практического содержания. Важным результатом этой формы работы  стал опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Непременным  условием воспитательного процесса является познание человеком самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира 

Учащиеся нашей школы являются активными участниками конкурсов, интеллектуальных игр, конференций, олимпиад. Победители есть на самых различных уровнях от областного до школьного. Победа это всегда здорово, приятно и успешность моих учеников, собственные достижения наводят меня на мысль о том, что я на правильном пути, но хочется двигаться дальше, ведь « Даже оказавшись на правильном пути, вы рискуете сойти с него, если остановитесь хоть на минуту» (У. Роджерс). Своей задачей на ближайшее будущее я вижу активное развитие и себя и своих учеников, поэтому это будет продолжение совершенствования традиционных, применяемых мною педагогических технологий , включение и использование новых, продолжение работы с одаренными детьми.

Хотелось бы завершить следующими словами: 

«Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал тоже своего питомца. Сократ, а впоследствии Аркесилай заставляли сначала говорить учеников, а затем уже говорили сами... Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни.» М. Монтень

 

 

 

Copyright MyCorp © 2024